На 70-м Берлинском кинофестивале показали картину режиссера Олега Сенцова «Номера». Сценарий Сенцов начал писать в российской колонии строгого режима. Фильм — по сути телеспектакль, который поначалу не вызывал в зале никакого энтузиазма.

фото: Светлана Хохрякова

Берлинский кинофестиваль открылся картиной «Мой год Сэлинджера», на премьере которой присутствовало в полном составе жюри под руководством британского актера Джероми Айронса. Он появился на звездной дорожке в длиннополом жакете и стал воплощением британской стати и элегантности. Для многих зрителей Айронс прежде всего — исполнитель роли Гумберта в набоковской «Лолите» Эдриана Лейна.

В состав жюри вошли еще два представителя актерского цеха. Это француженка Беренис Бежо, имеющая награду Каннского кинофестиваля за роль в «Прошлом» иранского режиссера Асгара Фархади, звезда фильм «Артист», снятого ее мужем Мишелем Хазанавичусом (картина получил пять «Оскаров»), вместе с супругой появившегося на звездной дорожке. В его картине «Грозный» о молодом Жан Люке Годаре главную роль сыграл Луи Гаррель. В нынешнем конкурсе Берлинале участвует его отец Филипп Гаррель с картиной «Соль слез».

В составе жюри — и очень популярный в Италии актер Лука Маринелли, переехавший в Берлин к жене. Недавно он получил «Кубок Вольпи» на Венецианском кинофестивале за роль в экранизации романа Джека Лондона «Мартин Иден» Пьетро Марчелло, вдохновленного советским телеспектаклем 1976 года с Юрием Богатыревым в главной роли. На имя Вольпи стоит обратить внимание, поскольку он был одним из организаторов Венецианского кинофестиваля (основан итальянским диктатором и лидером фашистской партии Бенито Муссолини), а также членом Национальной фашистской партии. Все это имеет непосредственное отношение к тому, что происходит на Берлинале.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Вильфанд спрогнозировал аномальное похолодание в Москве в начале июня

В первый же фестивальный день в одном из киножурналов опубликовали фотографию 1959 года, где напоминающую сильфиду Софи Лорен держит под руку основатель Берлинале Альфред Бауэр. Три недели назад он стал персоной нон-грата посмертно, как только всплыло его нацистское прошлое. Бауэр возглавлял фестиваль до 1976 года. Классик европейского кино, польский режиссер Агнешка Холланд, чья новая картина «Шарлатан» представлена в программе Берлинале, в 2017 году получила приз его имени за «След зверя». Теперь она комментирует ситуацию: «Это парадокс истории, что я, как и мой многолетний друг и наставник Анджей Вайда, входивший в ряды польского подпольного движения в годы Второй Мировой войны, получили в Берлине эту награду». История преподносит сюрпризы. На 69-ом Берлинале Агнешка Холланд представляла в конкурсе картину «Мистер Джонс», основанную на реальной истории журналиста Гарета Джонса, оказавшегося в 1933 году в одном самолете с Гитлером, а позднее приехавшего в Москву ради интервью со Сталиным.

Три года назад Холланд присутствовала на берлинской премьере документальной картины «Процесс» российского режиссера Аскольда Курова об Олеге Сенцове, отбывавшем тогда 20-летний срок в Якутии по обвинению в террористической деятельности. Она, как вице-президент Европейской киноакадемии, постоянно поддерживала своего коллегу, находящегося в заключении. На премьере присутствовали двоюродная сестра Олега Наталья Каплан, его адвокат Дмитрий Динзе. У входа установили портрет Сенцова, а финальные титры «Процесса» сообщали, что освобожден он будет в 2034 году. После показа зал встал, многие подняли желтые таблички с именем Сенцова и подписали петицию в поддержку украинского режиссера.

На Берлинском кинофестивале показали фильм Олега Сенцова «Номера»

И вот теперь, на 70-ом Берлинале, в том же зале прошла премьера фильма «Номера» Сенцова, но он лично не смог представить свою работу. На показ собрались русские, живущие в Германии, много украинских коллег и друзей режиссера, иностранная фестивальная публика. Все ждали появления Сенцова, но за несколько минут до премьеры со сцены объявили, что его не будет. Приветственное слово произнес режиссер Ахтем Сейтаблаев. Он и рассказал, что теперь Сенцов еще и государственный человек, и в данный момент представляет Украину в Грузии, но приедет в Берлин через день. На фестивале запланирован еще один показ «Номеров». Ахтем начал свою речь на украинском языке, но переводчица, владевшая русским и английским, не смогла переводить, хотя все было понятно. Пришлось перейти на русский, которым Ахтем прекрасно владеет, но он, чувствую неловкость ситуации, начал извиняться за плохое знание русского.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  IBU открыл новое допинговое дело против биатлониста Устюгова

Олег Сенцов начал работу над «Номерами», находясь в колонии строго режима в Лабытнанги на российском Крайнем Севере. Там он написал сценарий на основе своей же пьесы, оттуда отправлял режиссерские записки коллеге Ахтему Сейтаблаеву (снял в 2012 году первый крымско-татарский фильм «Хейтарма»). Сенцов работал дистанционно, как делал это, завершая картину «Лето», и находившийся под домашним арестом Кирилл Серебренников. Теперь разные люди, в том числе и находившиеся на премьере у Сенцова, берут на себя смелость утверждать, что именно они работали за отсутствовавшего режиссера.

Напомним, что премьера дебютного фильма Олега Сенцова «Гамер» состоялась на Роттердамском кинофестивале в 2012 году, а затем картина участвовала в конкурсе Международного кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, где режиссер лично получил награду Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Но второй фильм всегда сложнее дебютного, а здесь еще отягчающие обстоятельства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В ОНК рассказали о помещении в карцер «перуанского целителя»

То, что в основе сценария – театральная пьеса, чувствуется постоянно. По сути мы и увидели нечто вроде телеспектакля, который поначалу не вызывал никакого энтузиазма. Но публика зал не покидала. Да и действие постепенно набирало энергию. Все происходит в пределах одной комнаты, напоминающей декорацию. Почему бы и нет. В конце концов, и знаменитый «Догвилль» Триера сделан таким образом.

На экране — затрапезный, замусоренный стадион с разбитыми трибунами, над которыми висит люлька-балкон, где расположился человек в красных трусах в горошек и шелковом халате. На его футболке стоит номер Зеро – ноль. Он пытается управлять жизнью тех, кто внизу, а это несколько человек, у которых нет имени. Все они пронумерованы и не знают, куда и зачем бегут.

Жизнь персонажей регламентирована правилами, в которые время от времени заглядывает тот, у кого на груди единица. По свистку эти люди получают еду, а это исключительно кукурузные палочки, и стакан воды. Но потом в их жизни появится младенец, который на наших глазах превратится в самоуверенного юношу. Ему тоже присвоена цифра — 11. Он-то и станет катализатором, который поспособствует переменам. «Номера» прозреют. Представление о мироустройстве изменится.

«Как можно бояться одного лишенного разума?» — произнесет 11-й, и полетит сидящий на «небесах» «нулевой бог» в тартарары. Вот оно счастье, но жизнь почему-то лучше не станет. На смену «нулевому» придет «седьмой», вчерашний раб, возомнивший себя новым божеством, и все вернется на круги своя.

Источник: www.mk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.